Добавлено в корзину:

ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

Концепция устойчивого развития – современная парадигма
развития, принятая на уровне мирового сообщества. В ее основе лежит осознание необходимости вписать все возрастающие потребности человечества в естественные возможности планеты, принцип, который определяет приоритетные направления социально-экономического развития
Решающая роль культуры


Речь о необходимости устойчивого развития идет уже давно, но реакция разных стран и социальных групп на этот призыв оказывается существенно различной. Если одни безоговорочно


приняли этот призыв и сразу же подключились к процессу, то реакция других остается сдержанной до сих пор.


Чем же определяется успех продвижения по пути устойчивого развития? Наверное, экономическими возможностями и осознанием необходимости принятия мер по гармонизации


отношений человека и природы. И если первое целиком определяется экономикой, что отчасти снимает кажущееся противоречие между техническим прогрессом и устойчивым развитием, то второму как раз и служит распространение представлений об устойчивом развитии. Принято считать, что суть проблемы заключается в том, что люди не знают, что такое устойчивое развитие, и задача формулируется как необходимость информированности, образования и просвещения, формирования культуры. Причем между всеми этими понятиями обычно ставится знак равенства. Однако вопрос оказывается сложнее. При очевидной необходимости информированности населения не менее важной оказывается экология и экономика устойчивое развитие





вставка- выделить отдельно


Устойчивое развитие: экология и культура


«При решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания используются следующие механизмы:


а) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;


б) государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;


в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты».


Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030  г


«Вместе экология и культура, соединившись, дадут тот фундамент, на котором будут строиться в дальнейшем и экономика, и политика нашей страны».


В.И. Толстой


«Одна из самых неотложных задач высокой культуры – налаживание гармонии отношений природы и общества».


И.Д. Кобзон


«Сегодня проблемы экологии актуальны и важны настолько, что обходить ее молчанием просто нельзя».


К.Г. Шахназаров


экология и экономика устойчивое развитие и реакция на эту информацию, что в значительной степени определяется уровнем культуры. Если внимательно посмотреть на то, что происходит,


становится ясно, что культура определяет решительно все в нашей жизни. Ее роль нельзя переоценить. Определение оптимального разрыва в уровне доходов – это вопрос не только экономики, но и культуры. Выбор пути развития в пользу сырьевой экономики


или экономики знаний, в конечном счете, определяется не столько знаниями, сколько уровнем культуры. Принять строгие законы, подразумевающие их неукоснительное исполнение


всеми без исключения, могут только высококультурные люди. Озабоченность экологическими проблемами – это не только информированность или реальность угроз для какого-то региона,


но и уровень культуры. Показательно в этом отношении развитие представлений


о том, как можно решить проблемы устойчивого развития. Первоначально складывалось мнение, что все решат соответствующие законы. Но, как оказалось, они часто не работают или оказываются неэффективными. Потом ставка делалась на рыночную экономику в надежде на то,


что экономически можно заинтересовать людей в решении проблемы. Но и этого часто не происходит. Стало ясно, что кардинально изменить ситуацию может только внутренняя


мотивация, культура человека. Пора обратить внимание на то, что все, что нам не нравится сегодня и еще больше не понравится завтра, есть следствие недостатка нашей культуры.


На примере любого общества легко увидеть, как неукоснительно соблюдаются определенные правила поведения, если они экология и экономика устойчивое развитие


вставка- выделить отдельно


Устойчивое развитие: экология и культура


«Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни,  грозит гибелью человечеству.  Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но и чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха.


Целительная сила природы хорошо известна. Сохранение культурной среды – задача не менее


существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной,


нравственной жизни, для его "духовной оседлости", для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он


даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека».


Д.С. Лихачев


«Может быть, возьмем отдельные регионы с их особенностями и с учетом конкретных личностей и создадим концепции развития этих регионов с опорой на вечные ценности – музеи, усадьбы, заповедники, национальные парки. Тогда и будем работать в ключе устойчивого развития».


Н.Н. Грамолина


«Музей-заповедник – максимально эффективная модель просветительской составляющей того самого устойчивого развития, о котором мы сегодня говорим».


А.М. Шолохов


экология и экономика устойчивое развитие являются частью культуры населения, и как безуспешны попытки привнести что-то новое при отсутствии понимания в обществе значимости этих изменений. Подкрепляющие эти нововведения правила либо не будут приняты, либо не будут исполняться. Законы должны обеспечивать соблюдение осознанно выбранных  в обществе правил поведения и образа жизни, что и определяется культурой. В настоящее время приоритеты активности граждан многих развитых стран скорее не в «нормотворчестве», в надежде на решение проблем со стороны правительства, многие вопросы решаются на уровне местных сообществ и домохозяйств. Трудно представить себе формирование настоящей культуры


вне природного окружения, как и обеспечение гармонии отношений человека и природы без культуры. Это и определяет все возрастающую роль экологии для современной культуры


и ключевую роль культуры для решения экологических проблем. Культура по своей природе «экологична». Главный экологический принцип обеспечения гармонии в отношениях с окружающим миром – в основе культуры. Этот же принцип лежит в основе социальных дисциплин, нацеленных на оптимизацию отношений человека с окружающим миром, включая социальную и природную среду, обеспечение гармонии отношений человека,  социума и природы. Все это означает, что не только экология, но и представления об устойчивом развитии – в основе культуры, от которой, в свою очередь, зависит успешность реализации этих идей.


Определение задачи


На наших глазах природные и социальные аномалии, происходящие от нашего неверного поведения, все больше становятся «нормой жизни», и только культура может развернуть


нас лицом к тому, что мы называем устойчивым развитием. Прекрасной иллюстрацией справедливости этого утверждения является то, что представители культуры обычно безоговорочно принимают важность идей устойчивого развития, экологической тематики. Такое понимание воплощается в конструктивных предложениях по решению эколого-экономических задач, признании приоритетности проектов по экологии и культуре для формирования мировоззрения и практической деятельности в направлении устойчивого развития. На этом пути не столько правительственные решения, сколько выступления наиболее ярких общественных лидеров, прежде всего представителей культуры, способны развернуть общественное мнение.


Для обеспечения устойчивого развития усилий одних только экспертов мало, нужна заинтересованность населения, что предполагает определенный уровень культуры. Надежная основа для этого – культурное и природное наследие, отношение к которому и отражает уровень культуры любого общества и возможности его дальнейшего развития. Проблема сохранения


как культурного, так и природного наследия – одна, и работники культуры хорошо это понимают. Популярный призыв «сначала надо поднять экономику, а уж потом решать остальные проблемы»,


наверное, оправдан в каких-то аспектах, но потери культурного и природного наследия «потом» нельзя будет воссоздать ни за какие деньги.


Что же можно порекомендовать для изменения ситуации?


Наверное, самый надежный путь – вложение в культуру. Это, в первую очередь, актуально для проблематики экологии и устойчивого развития. Поддержка развития культуры является


непременным условием того, чтобы она смогла вести людей за собой, обеспечивая дальнейшее развитие. При необходимости «самообеспечения» она оказывается в положении удовлетворения


того, на что легче и быстрее дают деньги, и начинает играть обратную роль, не помогая, а тормозя дальнейшее развитие. Только культура может позволить всерьез поднять и экономику, и технологии, и правовую базу, обеспечить серьезное, на долгосрочную перспективу, решение социально-экономических, демографических и экологических проблем.


В самом общем виде под духовной или нематериальной культурой понимаются наука, искусство и религия. При несомненной роли науки в обосновании приоритетности экологии в современном мире и определении путей оптимизации отношений человека и природы, «экологизации»


наших представлений, всех сторон нашей жизни роль двух других направлений остается недооцененной и недостаточно реализованной, на фоне несомненной глубокой «экологичности»


и искусства, и религии.


При определении приоритетов активности мирового сообщества для обеспечения устойчивого развития, в т.ч. и по линии ООН, ключевая роль культуры и принципиальная важность сохранения и приумножения культурного и природного наследия явно недооценены. Значимость культуры отмечена в Повестке дня ООН до 2030 г. Было бы правильно учесть важность этих аспектов и при обеспечении реализации каждой из целей устойчивого развития.


Личная заинтересованность


В рамках концепции устойчивого развития при поиске путей развития экономики предусматривается необходимость гармонизации наших все возрастающих потребностей с


естественными возможностями планеты, что определяется как «зеленая» экономика. Вместе с тем нельзя забывать, что ее реализация, прежде всего, зависит от заинтересованности


населения, что и определяется культурой. Все чаще звучат голоса в поддержку развития объединенных движений как на национальном, так и на международном уровне под лозунгами «экология и культура», «экология, культура и местные сообщества». Важной современной тенденцией является то, что достижение определенного уровня экономического развития и уровня культуры позволяет населению выдвигать приоритетные направления для обеспечения устойчивого развития в качестве первоочередных требований, отказываться от реализации


экономически выгодных проектов в пользу сохранения сложившихся гармоничных отношений человека, социума и окружающей природной среды. Население все чаще высказывается против масштабного освоения природных ресурсов и преобразования ландшафтов из-за опасения за


свое экологическое окружение, сознательно отказывается от использования источников энергии, вызывающих у них опасения, ведущего к обеднению природного богатства, загрязнению окружающей среды, деградации ландшафтов, выбирая путь перехода на более экологически безопасные формы производства, возобновляемые источники энергии (включая энергию солнца, ветра, малую гидроэнергетику, геотермальную энергетику, тепловые насосы, биогаз и др.).


Принципиально важным оказывается формирование личной заинтересованности. Решение этой задачи обеспечивает экологизацию всех сторон жизни даже в отсутствие стимулирующих или принуждающих мер со стороны правительства, активности организованного гражданского


общества. Личная заинтересованность определяет социальную активность населения, ответственность бизнеса и принятие необходимых правительственных решений.


Образование и формирование культуры


 Сегодня необходимы распространение идей устойчивого


развития и информирование населения, для реализации чего разрабатываются специальные национальные и международные программы образования в интересах устойчивого развития. И


с этим нельзя не согласиться. Но не менее очевидно и то, что качественное общее образование, нацеленное на формирование культуры, – это уже серьезный шаг к устойчивому развитию.


Как показывает практика, нередко люди, прекрасно информированные по экологическим вопросам и проблемам устойчивого развития, не используют эти познания в своей


повседневной жизни, в то время как человек высокой культуры


вставка- выделить отдельно


Устойчивое развитие: образование и формирование культуры


«Однако переход к устойчивому развитию осуществить нельзя, сохраняя нынешние стереотипы мышления, пренебрегающие возможностями биосферы и порождающие безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности. Идеи устойчивого развития оказываются чрезвычайно созвучными традициям, духу и менталитету России. Они могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, определении государственных приоритетов и перспектив социально-экономических преобразований».


Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, 1996 г.


«Я глубоко убежден и все более убеждаюсь, что есть единственная возможность сделать культуру прочною – это возвысить массы, сделать для них культуру необходимою».


В.И. Вернадский


«Среди конкретных проблем в программе "Устойчивое развитие" на первое место я бы поставил экологическое образование. Эта совокупность проблем должна иметь абсолютный приоритет».


Н.Н. Моисеев


«Устойчивое состояние может потребовать меньше природных ресурсов, но гораздо более высоких моральных качеств».


Герман Дейли


без специальных знаний в этих областях на практике оказывается глубоко «экологичен», искренне не понимая, как можно вести себя иначе. Выбор модели поведения обычно строится не на


профессиональных знаниях, а исходя из внутренней мотивации и потребности. Вполне справедливо можно считать, что экологическая культура сегодня является и самостоятельным


направлением, и частью общей культуры человека, и характеристикой уровня развития культуры. Это и определяет важность как распространения экологических знаний и идей устойчивого развития, так и качественного общего образования, нацеленного на формирование культуры. «Экологичность» поведения человека оказывается одним из основополагающих


принципов этики. Современный этический кодекс устойчивого развития «Хартия Земли», принятый на уровне мирового сообщества, полностью выстроен на основе экологических принципов, бережного отношения к окружающему миру для обеспечения гармонии в социуме и его отношениях с природой.


Определившаяся ключевая мировоззренческая, культурная и этическая роль экологии позволяет охарактеризовать это направление как приоритет современного развития. В основе разрабатываемых новых форм образования в интересах устойчивого развития лежат экологические представления о необходимости гармонии человека и природы. В настоящее


время следует специально говорить о принципиальной важности экологической культуры, а также необходимо предпринимать все возможные меры для развития экологического образования


и просвещения, задействовав все возможные механизмы и институты, в том числе возможности средств массовой





вставка – выделить отдельно


  «К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся: …низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны».


«Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых


экологических рисков, порождаемых развитием общества». «Разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;


развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;


повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;


поддержка и публикация материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации».


Экологическая доктрина Российской Федерации, 2002 г.


«К внутренним вызовам экологической безопасности относятся: …н) низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения».


 Стратегия экологической безопасности


Российской Федерации на период до 2025 г., 2017 г.





информации и социальной рекламы, формирования экологического сознания и поведения, с тем чтобы в дальнейшем экологические принципы стали основой любой системы общего образования. Тем более что приоритетом современной системы образования и просвещения все больше становится методология образования для устойчивого развития. В формировании


экологической культуры все большее значение, в дополнение к специализированным учреждениям образования и просвещения, приобретает эколого-просветительская деятельность на базе охраняемых природных территорий, объектов культурного и природного наследия, учреждений культуры, включая библиотеки и музеи. Большие перспективы в этом отношении есть по всем направлениям развития культуры, включая спортивное движение. Магистральное направление решения задачи – обеспечение ключевой роли экологии в системе образования и просвещения. Прежде всего, это потребность в экологии как науке. Значимость ее все возрастает, поскольку от ее практических успехов зависит дальнейшее развитие представлений о функционировании биосферы и всех ее элементов, требования к любым новым технологиям и проектам. Еще шире потребность в экологии как мировоззрении. Позиционирование экологии как


приоритета, который реально определяет основные направления дальнейшего развития – от самой концепции устойчивого развития, в основе которой лежат экологические принципы, и


«зеленой» экономики до очевидной «экологизации» политики, права, системы природопользования и всех сторон нашей жизни, ставит на повестку дня необходимость обеспечения базовых представлений об экологии для каждого в программах обучения


по общественным наукам, в любой системе общего образования.


Этот процесс происходит уже сегодня путем введения элементов социальной экологии, представлений об устойчивом развитии и «зеленой» экономике в обществознании, курсов практической экологии в системе профессионального образования по


различным специальностям. Таким образом, приоритетность культуры для обеспечения


устойчивого развития определяется ее глубинной связью с осознанием необходимости гармонизации отношений человека, социума и природы. Все больше осознается тесная взаимосвязь экологии и культуры. Развитие культуры оказывается непременным


условием для обеспечения решения социальных, экономических и экологических проблем. Сегодня магистральный путь их решения озвучен как концепция устойчивого развития, которая


предполагает «экологизацию» производства и потребления.